Разъяснение законодательства

О побочных продуктах животноводства

       

  В 2022 году федеральное законодательство претерпело значительные изменения, связанные с введением в сферу нормативно-правового регулирования понятия побочных продуктов животноводства. 
  Основным для рассматриваемой группы правоотношений является Федеральный закон от 14.07.2022 №248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №248-ФЗ).
         Согласно ст. 2 указанного Федерального закона №248-ФЗ под побочными продуктами животноводства понимаются вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, и используемые в сельскохозяйственном производстве. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона №248-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, самостоятельно осуществляют отнесение веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства или отходам независимо от факта включения таких веществ в федеральный классификационный каталог отходов.
         В силу ч. 5 ст. 5 Федерального закона №248-ФЗ побочные продукты животноводства не являются отходами, за исключением случая, предусмотренного частью 6 данной статьи.
         Данная норма имеет очень важное значение, поскольку тот факт, что побочные продукты животноводства не являются отходами, означает, что у их собственника отсутствует обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, обязанность их паспортизации, представления отчетности и другие сопутствующие обязанности.
         Тем не менее, указанное не означает, что у собственника побочных продуктов животноводства нет никаких обязанностей.
         О принятом в соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона №248-ФЗ решении об отнесении образуемых веществ к побочным продуктам животноводства, об объемах побочных продуктов животноводства, о дате образования побочных продуктов животноводства и других перечисленных в норме фактах хозяйствующие субъекты уведомляют уполномоченный орган (ч. 2 ст. 5 Федерального закона №248-ФЗ).
         Порядок, сроки и формы направления указанного уведомления утверждены приказом Минсельхоза России от 07.10.2022 №671. Этим приказом, в частности, установлено, что такое уведомление направляется ежегодно, не позднее 31 декабря текущего календарного года в территориальное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по месту образования побочных продуктов животноводства лично, посредством почтовой связи с уведомлением о вручении или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи».
         На основании ч. 4 ст. 5 Федерального закона №248-ФЗ собственники побочных продуктов животноводства осуществляют учет побочных продуктов животноводства отдельно от учета основной продукции и отходов.
Требованиями к обращению побочных продуктов животноводства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.10.2022 №1940 (далее – Требования), установлено, что хранение необработанных, непереработанных побочных продуктов животноводства допускается только на специально оборудованных сооружениях и (или) местах (специализированных площадках) (пункт 5 Требований). Для защиты грунтовых вод от загрязнения специализированные площадки должны иметь монолитные бетонные или герметично сваренные пленочные покрытия либо иметь в основании глиняную подушку толщиной не менее 20 сантиметров. Специализированные площадки с боковых сторон должны иметь бортики и канавки для стока избыточной влаги (пункт 8 Требований).
При этом пунктом 10 Требований допускается временное размещение на период внесения побочных продуктов животноводства в почву не более 5 месяцев с момента фактического размещения обработанных и переработанных побочных продуктов животноводства твердой фракции в буртах на землях сельскохозяйственного назначения, размещенных за пределами границ водоохранных зон водных объектов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на верхнем плодородном слое почвы без его снятия, без соблюдения требований, установленных пунктом 8 Требований.
Обращаем внимание руководителей сельскохозяйственных организаций и глав крестьянских (фермерских) хозяйств, что в соответствии с п. 23 Требований внесение побочных продуктов животноводства в почву земель сельскохозяйственного назначения должно осуществляться на расстоянии не менее 300 метров от границ жилой застройки.

Помощник прокурора
Аларского района
младший советник юстиции                                         В.Н. Матханов



Уголовная ответственность за совершение убийства

  Понятие убийства определено в диспозиции ч. 1 ст. 105 УК РФ как умышленное причинение смерти другому человеку.

  Объектом убийства является жизнь человека.

  С объективной стороны состав убийства сконструирован как материальный состав. Обязательными признаками объективной стороны преступления наряду с деянием являются последствие (смерть человека) и причинная связь между деянием и смертью. Иные признаки объективной стороны выступают в качестве факультативных и имеют значение лишь при квалификации отдельных составов убийства (например, убийства, совершенного общеопасным способом). Подавляющее большинство убийств совершается путем действия, т.е. активного поведения (причинение смертельного ранения, отравление, удушение и т.п.). Вместе с тем совершение убийства возможно и путем бездействия (хотя такие случаи в судебной практике крайне редки). Хрестоматийным примером убийства в форме бездействия является отказ матери в предоставлении пищи малолетнему ребенку с целью причинения ему смерти.

  Поскольку преступление, предусмотренное ст.105 УК РФ, относится к преступлениям с материальным составом, по каждому делу с точки зрения объективной стороны состава преступления должно быть установлено, что между смертью потерпевшего и общественно опасным деянием виновного имеется необходимая причинно-следственная связь. При отсутствии причинной связи между деянием и смертью потерпевшего содеянное виновным не может быть квалифицировано как оконченное убийство, даже если затем и последовала смерть потерпевшего. Причинная связь признается установленной, если доказано, что: 1) деяние предшествовало смерти потерпевшего; 2) оно содержало в себе реальную возможность наступления смерти потерпевшего; 3) было главной, решающей причиной наступления смерти потерпевшего.

  Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла. В основном убийства совершаются с прямым умыслом, что предполагает осознание виновным не только возможности, но и неизбежности смерти потерпевшего, а также желания ее наступления. При косвенном умысле виновный сознательно допускает наступление смерти либо безразлично относится к последствиям своих действий.

  Основной (простой) состав убийства образует умышленное причинение смерти при отсутствии отягчающих (предусмотренных ч. 2 ст. 105 УК РФ) и смягчающих обстоятельств (ст. ст. 106 - 108 УК РФ). Наиболее типичными примерами таких убийств являются убийства на бытовой почве, из мести, ревности, в драке и т.п. Убийство в драке (ссоре) в подавляющем большинстве случаев характеризуется неконкретизированным (неопределенным) умыслом, за исключением случаев, когда ссора провоцируется виновным с целью последующего убийства (что предполагает ответственность по п. "и" ч. 2 ст. 105 УК РФ). Как правило, виновный в подобных случаях, нанося удары потерпевшему, допускает возможность причинения любого физического вреда, в том числе и наступление смерти.

  Субъектом преступления, предусмотренного ст. 105 УК, является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения деяния, повлекшего смерть потерпевшего, 14-летнего возраста.

   В ч. 2 ст. 105 УК РФ приводится исчерпывающий перечень квалифицирующих убийство обстоятельств -  а) двух или более лиц; б) лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга; в) малолетнего или иного лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно сопряженное с похищением человека; г) женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности; д) совершенное с особой жестокостью; е) совершенное общеопасным способом; е.1) по мотиву кровной мести; ж) совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; з) из корыстных побуждений или по найму, а равно сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом; и) из хулиганских побуждений; к) с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, а равно сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера; л) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы; м) в целях использования органов или тканей потерпевшего.

  Санкция ч.1 ст.105 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. Санкция ч.2 ст.105 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо пожизненного лишения свободы, либо смертной казни. 


Порядок получения гражданами древесины для собственных нужд (в том числе через сайт «Госуслуги»)

 

Порядок заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области и нормативы такой заготовки установлены законом Иркутской области от 10.11.2011 №109-ОЗ (далее – закон №109-ОЗ).

Для Аларского района норматив заготовки гражданами древесины для отопления составляет объем древесины, определенный гражданином, но не более 25 куб.м. ежегодно. Ввиду того, что Аларский район относится к малолесному лесостепному району, при подаче гражданами заявлений на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений в целях отопления, лесничество рекомендует гражданам заключить договор на объем 13 куб.м. Для возведения строений – не более 125 куб.м. однократно, для текущего ремонта жилых помещений – не более 15 куб.м. в течение пяти лет, для капитального ремонта жилых помещений – не более 35 куб.м. в течение 25 лет, но не ранее чем через пять лет с года заготовки для текущего ремонта жилого помещения, для строительства и ремонта хозяйственных построек и (или) иных собственных нужд – не более 25 и 30 куб.м. соответственно в течение пяти лет, для цели строительства жилого дома в установленном законом №109-ОЗ случае признания жилого дома непригодным для проживания – не более 125 куб.м. без учета периодичности, для цели строительства жилого дома с индивидуальным гаражом, хозяйственными постройками, иными вспомогательными для жилого дома сооружениями в установленном законом №109-ОЗ случае уничтожения жилого дома в результате пожара или иного стихийного бедствия, чрезвычайной ситуации – не более 155 куб.м. без учета периодичности.

В соответствии с ч.5 ст.75 Лесного кодекса РФ срок действия договора купли-продажи лесных насаждений может составлять до одного года. При этом договоры купли-продажи древесины (в том числе для целей отопления) могут быть заключены в любое время года. Отказ в приеме документов на получение дровяной древесины по причине того, что сейчас «не сезон», или «пожароопасный период», или по другим подобным причинам является неправомерным.

Административный регламент предоставления государственной услуги «Заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в Иркутской области» утвержден указом Губернатора Иркутской области от 21.09.2017 №175-уг.

Подпунктом 2 п.22 указанного административного регламента установлены сроки заключения договора купли-продажи лесных насаждений в зависимости от собственной нужды граждан. К примеру, для цели отопления таким сроком являются 65 календарных дней с даты регистрации заявления и прилагаемых к нему документов в реестре учета. Для целей возведения строений, текущего и капитального ремонта жилых помещений, строительства и ремонта хозяйственных построек, иных собственных нужд – не более чем через пять лет с даты регистрации заявления в реестре учета.

Пунктом 28 административного регламента установлен перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги и подлежащих представлению заявителем. Пунктом 30 административного регламента установлен перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов Иркутской области и иных органов и организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, и которые заявитель вправе представить. Например, для цели отопления такими документами являются правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на жилое помещение, хозяйственные постройки с печным отоплением.

Все указанные нормативные документы (закон №109-ОЗ, административный регламент) имеются в свободном доступе в сети «Интернет», опубликованы на официальном сайте Правительства Иркутской области, в справочных правовых системах «КонсультантПлюс» и «Гарант».

Одним из возможных способов оформить право на заготовку древесины для собственных нужд является использование интернет-портала «Госуслуги» (что особенно удобно, если вы в силу удаленности или других причин не можете явиться в лесничество или МФЦ лично). Для этого необходимо воспользоваться поиском, набрав «Предоставление права заготовки древесины для собственных нужд», и далее следовать пошаговым инструкциям: выбрать, кто обращается за услугой (заявитель или представитель), удостовериться в правильности личных данных (при необходимости заполнить недостающие сведения), выбрать цель заготовки древесины, указать адрес объекта, на котором на котором планируется реализовать заготовленную древесину для выбранной цели, и так далее. Завершающим шагом будет подача заявления.


Административная ответственность за оскорбление

Частью 1 статьи 5.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме.

Санкция ч.1 указанной статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Вопреки расхожему мнению, оскорблением будет являться не только употребление в адрес другого человека нецензурных или матерных слов, но и других оскорбительных слов, унижающих честь и достоинство другого лица, выраженных в неприличной форме. К таким, например, относятся слова «дурак», «подлец» и т.п.

Только в 2022 г. по постановлениям прокуратуры района мировым судом к административной ответственности по ч.1 ст.5.61 КоАП РФ привлечено 9 жителей Аларского района, всем назначено наказание в виде административного штрафа в пределах санкции статьи.

При рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности необходимо учитывать принцип презумпции невиновности, установленный статьей 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. К примеру, частью 4 данной статьи предусмотрено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Это означает, что если нет свидетелей оскорбления, или видео-/ аудиозаписи, подтверждающих факт оскорбления, а лицо, привлекаемое к ответственности, этот факт не признает, то дело об административном правонарушении не может быть возбуждено, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием события административного правонарушения согласно п.1 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Настоящая информация подготовлена в целях профилактики правонарушений, в том числе по основным направлениям профилактики правонарушений, закрепленным в пунктах 1 и 2 ч.1 ст.6, в рамках полномочий органов прокуратуры РФ в сфере профилактики правонарушений в соответствии со ст.9 Федерального закона от 23.06.2016 №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».
Природоохранная прокуратура разъясняет: новые требования к 
обращению побочных продуктов животноводства 
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 № 1940 
утверждены требования к обращению с побочными продуктами 
животноводства (далее – побочные продукты), в которых учтены 
особенности производственного процесса при хранении, обработке, 
переработке, транспортировке, реализации и использовании побочных 
продуктов, а также установлены нормативы содержания в обработанных, 
переработанных побочных продуктах токсичных элементов, пестицидов, 
патогенных и болезнетворных микроорганизмов и паразитов. 

Указанные требования вступили в силу с 01.03.2023 и действуют до 
01.03.2029.

Теперь хранение, обработка, переработка и транспортировка побочных 
продуктов осуществляется собственниками и перевозчиками побочных 
продуктов животноводства отдельно от хозяйственно-бытовых, 
производственных и смешанных сточных вод, с обязательным соблюдением 
ветеринарных норм и правил, санитарно-эпидемиологических правил и 
гигиенических нормативов, требований в области охраны окружающей 
среды.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 № 3256-
р утвержден Перечень нарушений требований к обращению побочных 
продуктов животноводства, в результате которых побочные продукты 
животноводства признаются отходами. Перечень также действует с 
01.03.2023.

Данным Перечнем к нарушениям требований отнесено в том числе:
- хранение необработанных, не переработанных побочных продуктов 
животноводства, а также их обработка, переработка вне специально 
оборудованных сооружений и (или) мест, в том 
числе навозохранилищ, пометохранилищ;
- использование побочных продуктов, в которых нормативы содержания 
патогенных и болезнетворных микроорганизмов и паразитов, токсичных 
элементов, пестицидов превышают установленные нормы, а также передача 
таких продуктов, лицам, не осуществляющим деятельность по производству 
сельскохозяйственной продукции;
- необеспечение предотвращения попадания загрязняющих веществ в 
водоносный горизонт, а также транспортировка таких продуктов 
животноводства с применением гидромеханического оборудования 
(шланговых, оросительных систем), не обеспечивающего предотвращения 
загрязнения компонентов природной среды.

Кроме того, все сельскохозяйственные производители обязаны уведомить 
Управления Россельхознадзора об отнесении веществ, образуемых при 
содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам 
животноводства до 01.05.2023 года и далее ежегодно не позднее 31 декабря.
Контрольными полномочиями в данной сфере обладает Россельхознадзор и Росприроднадзор.

Ангарский межрайонный
природоохранный прокурор
О.В. Пириятина

Природоохранная прокуратура разъясняет: новые требования 
промышленной безопасности к разработке угольных месторождений 
открытым способом
В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О 
промышленной безопасности опасных производственных 
объектов» федеральные нормы и правила в области промышленной 
безопасности устанавливают обязательные требования к деятельности в 
области промышленной безопасности, а также безопасности 
технологических процессов на опасных производственных объектах, в том 
числе порядку действий в случае аварии или инцидента на объекте.
Согласно п. п. 558 – 560 Правил безопасности при разработке угольных 
месторождений открытым способом, утвержденных 
приказом Ростехнадзора от 10.11.2020 № 436, с 1 января 2023 года 
комплексы технических, технологических, инженерных и информационных 
систем должны быть объединены в многофункциональную систему 
безопасности. Ее состав определяется на 
основании соответствующего проекта с учетом рисков аварий на угольном 
разрезе.
Угледобывающая организация должна осуществлять дистанционный 
мониторинг (контроль) параметров безопасности, регистрируемых 
многофункциональной системой угольного разреза. 
В рамках мониторинга (контроля) параметров безопасности угледобывающая 
организация должна обеспечить учет, анализ и оценку опасностей, а также 
передачу информации о выявленных изменениях параметров безопасности и 
срабатывании систем противоаварийной защиты по каналам связи в 
территориальный орган Ростехнадзора.
За нарушение требований промышленной безопасности статьей 9.1 КоАП РФ 
предусмотрена административная ответственность: для должностных лиц 
штраф от 20 до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев 
до 2 лет; для юридических лиц штраф от 200 тысяч до 1 миллиона рублей 
или административное приостановление деятельности до 90 суток.
Помощник Ангарского межрайонного
природоохранного прокурора
А.С. Данилов

Природоохранная прокуратура разъясняет: изменения в 
законодательстве в сфере обращения с отходами
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 
№ 271 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской 
Федерации от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, 
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению 
отходов I - IV классов опасности»» с01.01.2023 подавать заявление 
о предоставлении лицензии на обращение с отходами, внесении изменений 
в реестр лицензий соискатель лицензии или лицензиат сможет 
исключительно в форме электронных документов через Единый портал 
государственных 
и муниципальных услуг.
Ранее, направление указанных документов осуществлялась через МФЦ.
Информация о принятом лицензирующим органом решении доводится до 
соискателей посредством направления уведомления в личный кабинет 
Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Напоминаем, что в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ 
осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая 
лицензия обязательна, влечет наложение административного штрафа на 
должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических 
лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Заместитель Ангарского межрайонного
природоохранного прокурора
Б.А. Доржиев