Рекомендации, предложения по результатам рассмотрения положений/порядков по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства

23.06.2016

Рекомендации, предложения по результатам рассмотрения положений/порядков по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства

 Постановлением Правительства Иркутской области от 14 апреля 2016 года
№ 218-пп «Об утверждении Положения о предоставлении и расходовании субсидий местным бюджетам из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на осуществление мероприятий по содействию развитию малого и среднего предпринимательства» устанавливается порядок, условия предоставления субсидий муниципальным образованиям Иркутской области, в том числе монопрофильным муниципальным образованиям Иркутской области (далее – Положение, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области
№ 218-пп).

Приложением 1 к Положению, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области № 218-пп, установлены условия предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, подлежащие включению в муниципальные нормативные правовые акты.

Одним из условий предоставления субсидий муниципальным образованиям Иркутской области является наличие муниципальных нормативных правовых актов (проектов), утверждающих положения (порядки) о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на осуществление мероприятий, содержащие условия предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства согласно Приложению 1 к Положению, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области № 218-пп.

Соответственно не соблюдение в муниципальных нормативных правовых актах хотя бы одного условия, установленного в Приложении 1 к Положению, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области № 218-пп, является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении субсидии муниципальному образованию.

Кроме этого, 29 декабря 2015 года внесены изменения в часть 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которыми уточняется какие хозяйствующие субъекты относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Наряду с этим, приказом Минэкономразвития России от 10 марта 2016 года
№ 113 утверждена форма заявления о соответствии вновь созданного юридического лица и вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данная форма заявления является обязательным документом при обращении субъекта предпринимательства за оказанием поддержки (с формой заявления возможно ознакомится в правовой системе КонсультантПлюс).

Приказом Министерства экономического развития РФ
от 25 марта 2015 года № 167 «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» (пункт 5.1) определены виды экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на реализацию которых субсидия по мероприятию «Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение производственного оборудования» не предоставляется. Прошу обратить на это внимание и включить и предусмотреть ограничения по видам экономической деятельности в муниципальных положениях по соответствующему мероприятию.

Так, по результатам рассмотрения муниципальных положений предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства установлено следующее.

  1. Положения не учитывают все условия, предусмотренные приложением 1 к Положению, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области № 218-пп. Анализ, представленных в министерство экономического развития Иркутской области положений, показал, что такое условие как «субсидии субъектам малого предпринимательства, осуществляющим розничную и оптовую торговлю, должны составлять не более 50% от общей суммы субсидии, предусмотренной на реализацию мероприятия «Поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства на создание собственного бизнеса» отсутствует в положениях следующих муниципальных образований: муниципальное образование города Усолье-Сибирское, муниципальное образование «Железногорск-Илимское городское поселение», муниципальное образование - «город Тулун».

Условия «заявитель не должен являться аффилированным лицом по отношению к предыдущему собственнику приобретенного производственного оборудования», «наличие технико-экономического обоснования приобретения производственного оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)» не нашли свое отражение в проектах положений муниципального образования города Черемхово (за исключением аффилированности), муниципального образования город Усть-Илимск.

Наименование мероприятия в проекте положения Байкальского муниципального образования «субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением основных средств и прочих материальных основных фондов» не соответствует наименованию мероприятия на реализацию которого предоставляется субсидия в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области № 218-пп. Кроме этого, проектом положения учтены только 3 условия из 6, предусмотренных для реализации мероприятия «Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение производственного оборудования».

Дополнительно необходимо обратить внимание на то, что включая в положение такое условие как «заявитель не должен являться аффилированным лицом по отношению к предыдущему собственнику приобретенного производственного оборудования» необходимо предусмотреть документы, подтверждающие соответствие заявителя данному условию. Данными документами являются выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, а также справка об имеющихся акционерах с указанием их наименования, ИНН и процента участия (для заявителей, созданных в форме акционерного общества).

  1. Категории субъектов предпринимательства. Положением, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области
    № 218-пп, предусмотрено предоставление субсидии муниципальным образованиям Иркутской области на реализацию мероприятия «Поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства на создание собственного бизнеса». Из названия данного мероприятия вытекает то, что субсидия предоставляется исключительно субъектам, относящимся к категории малого предпринимательства. Соответственно, из проектов муниципальных положений, регламентирующих предоставление субсидии по мероприятию «Поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства на создание собственного бизнеса» необходимо исключить категорию субъектов среднего предпринимательства (муниципальное образование муниципальное образование - «город Тулун»).

  2. Определение «производственное оборудование». В ряде муниципальных положений (муниципальное образование муниципальное образование - «город Тулун», Шелехов, муниципальное образование «Железногорск-Илимское городское поселение»; муниципальное образование города Усолье-Сибирское, муниципальное образование город Усть-Илимск, муниципального образования города Черемхово) определение «производственное оборудование» дано не в полном объеме, как установлено Приложением 1 к Положению, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области № 218-пп. Проект положения Байкальского муниципального образование вообще не содержит данное определение.

  3. Производство и (или) реализация подакцизных товаров, добыча и (или) реализация полезных ископаемых. 29 июня 2015 года внесены изменения в часть 4 статьи 14 Федерального закона № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», дополнив союзом «или» словосочетание «Производство и (или) реализация подакцизных товаров, добыча и (или) реализация полезных ископаемых». Данные изменения не учтены в формах заявлений, являющихся приложением к проектам муниципальных положений. (муниципальное образование город Шелехов, муниципальное образование «Железногорск-Илимское городское поселение», муниципальное образование города Усолье-Сибирское. Данные изменения не учтены ни положением, ни формами заявлений в проектах положений Байкальского муниципального образования, муниципального образования город Черемхово, муниципального образования город Усть-Илимск).

Кроме этого, в качестве подтверждения, что субъект предпринимательства не осуществляет предпринимательскую деятельность, указанную в настоящем пункте, необходимо уточнить в муниципальных положениях следующее условие «не являются производителями и (или) продавцами подакцизных товаров, не добывают и (или) не реализуют полезные ископаемые (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), а также указанные виды деятельности отсутствуют в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) в качестве основного или дополнительного вида экономической деятельности.».

  1. Критерии оценки и целевые показатели. Необходимо обратить внимание на количество, формулировку целевых показателей, которые Вы устанавливаете для субъектов предпринимательства. Целевые показатели, установленные в бизнес-плане, технико-экономическом обосновании, в критериях оценки, в соглашении о предоставлении субсидии, а также в примерной форме отчета, должны иметь единую смысловую нагрузку (формулировку), то есть, если у Вас целевой показатель «налоговые отчисления», то субъекты предпринимательства зачастую в данное понятие включают и страховые взносы, что является ошибочным. Соответственно, необходимо уточнить формулировку целевого показателя, чтоб в последующем избежать судебных споров.

Так, в проекте положения муниципального образования города Шелехов критерии оценки содержат показатель «налоговые отчисления за исключением страховых взносов», однако, в бизнес-плане, технико-экономическом обосновании, форме соглашения закреплен целевой показатель, включающий в себя налоговые отчисления и платежи во внебюджетные фонды. Имеется необходимость приведения в соответствие вышеуказанного показателя.

Проектом положения Байкальского муниципального образования достижение значение целевого показателя «налоговые отчисления» установлено только в форме соглашения. Условиями проекта положения, а также бизнес-планом, технико-экономическим обоснованием значение данного показателя не установлено. Соответственно при заключении соглашения невозможно будет установить планируемое значение данного целевого показателя, поскольку отсутствуют документы, содержащие данные сведения. Необходимо устранить данное замечание.

В проекте положения муниципального образования города Усолье-Сибирское отсутствует единообразие в наименовании (формулировке) показателей. Необходимо привести в соответствие.

В проекте положения муниципального образования «город Саянск» прослеживаются такие сроки достижения значений целевых показателей, как «в течение 12 месяцев после получения субсидии» и «в течение календарного года со дня получения субсидии». Необходимо определить единую формулировку по всему проекту положения.

Кроме этого, необходимо обратить внимание, что с 1 января 2016 года вступили в силу законы (117-ОЗ от 15 декабря 2015 года «О внесении изменения в Закон Иркутской области «О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Иркутской области» и
112-ОЗ от 30 ноября 2015 года «Об особенностях налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения») согласно которым для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Иркутской области по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, предусмотренных законом Иркутской области предусмотрены налоговые каникулы, в рамках которых устанавливается налоговая ставка 0% при применении упрощенной или патентной системы налогообложения для налогоплательщиков.

Соответственно, необходимо рассмотреть целесообразность установления в качестве критерия оценки субъектов предпринимательства «планируемые налоговые отчисления». Если субъект занимается видом деятельности, и подпадает в льготную категорию, то теряет возможность в получении дополнительных баллов согласно критериям оценки.

  1. Форма соглашения. Формы соглашений, являющиеся приложениями к проектам положений, не соответствуют реализуемым мероприятиям. В основном представленные формы соглашений направлены на реализацию мероприятия «Поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства на создание собственного бизнеса» и не учитывают особенности мероприятия «Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение производственного оборудования» (муниципальное образование - «город Тулун», муниципальное образование города Усолье-Сибирское, Байкальское муниципальное образование).

  2. Обеспечить включение в форму соглашения, направленных на реализацию мероприятия «Поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства на создание собственного бизнеса» запрет на приобретение за счет полученных средств иностранной валюты, в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Также предусмотреть формой соглашения порядок возврата субсидий, в соответствии с подпунктом 3,4 пункта 3, пункта 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

  3. Структура проектов положений. Стоит отметить, что положение о предоставлении субсидии разрабатываются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 2007 года
    № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», муниципальными программами по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, но положение не может быть разработано в соответствии с региональным положением о предоставлении субсидии - постановлением Правительства Иркутской области от 5 сентября 2014 года
    № 427-пп (проект положения муниципального образования «город Саянск»).

В проекте положения Байкальского муниципального образования не соблюдается нумерация глав, пунктов, имеется дублирование в главах проекта положения документов, необходимых для представления (подпункт 12 пункта 8 и подпункт 3 пункта 19 проекта Положения).

Глава 5 проекта положения «по поддержке начинающих субъектов предпринимательства» содержит перечень документов, необходимых для получения субсидии, подтверждающий затраты на приобретение производственного оборудования. Предлагается разграничить мероприятия по поддержке начинающих субъектов малого предпринимательства и субсидированию части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства исходя из целей предоставления субсидий.