Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 декабря 2014 г. N 15-1/B-
1978
Департамент условий и охраны труда рассмотрел по компетенции обращение
Министерства экономического развития Республики Коми по вопросу проведения
специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных
гражданских и муниципальных служащих и сообщает следующее.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы
государственной гражданской службы и муниципальной службы Российской Федерации
устанавливаются соответственно Федеральными законами от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О
государственной гражданской службе Российской Федерации" и от 02.03.2007 N 25-ФЗ
"О муниципальной службе в Российской Федерации".
В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2014 N 426-ФЗ
"О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ)
проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда
государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
ГАРАНТ:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального
закона следует читать как "28.12.2013 г."
В настоящее время федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о
муниципальной службе порядок проведения специальной оценки условий труда в
отношении рабочих мест государственных гражданских и муниципальных служащих не
урегулирован.
Исходя из содержания вышеуказанных положений Федерального закона N 426-ФЗ
не имеется оснований для применения общих норм законодательства о специальной
оценке условий труда в отношении государственных гражданских служащих и
муниципальных служащих.
Таким образом, в настоящее время проведение специальной оценки условий
труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и
муниципальных служащих не может быть осуществлено.
Вместе с тем, по мнению Департамента, в качестве основания для
предоставления гарантий и компенсаций государственным гражданским и
муниципальным служащим следует определить особый характер государственной и
муниципальной службы.
Что касается отмены ранее установленных гарантий и компенсаций за работу с
вредными и (или) опасными условиями труда, то следует отметить, что результаты
проведенной до дня вступления в силу Федерального закона N 426-ФЗ аттестации
рабочих мест по условиям действуют в течение пяти лет со дня завершения данной
аттестации. При этом для целей, определенных статьей 7 Федерального закона N 426-
ФЗ, в том числе для установления гарантий и компенсаций, используются результаты
данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в
силу Федерального закона N 426-ФЗ порядком (часть 4 статьи 27 Федерального закона
N 426-ФЗ).
По вопросу проведения государственной экспертизы условий труда следует
отметить, что она осуществляется в целях оценки качества проведения специальной
оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и
компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических
условий труда работников в соответствии с требованиями приказа Минтруда России от
12.08.2014 N 549н.
При этом, результаты государственной экспертизы условий труда в соответствии с
трудовым законодательством не являются основанием для назначения гарантий и
компенсаций за вредные (опасные) условия труда.
Директор Департамента условий и охраны труда В.А. Корж
____________________________________________________________________________________
Оргнаизации, проводящие СОУТ
Процедура проведения СОУТ
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ
"О специальной оценке условий труда"
____________________________________________________________________________________
Разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 января 2019 г.
"Разъяснения Минтруда России по вопросу проведения специальной оценки условий
труда в организациях микро- и малого бизнеса и у индивидуальных предпринимателей"
1. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О
специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда проводится у
всех работодателей.
2. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работодатель -
физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с
работником.
3. В случае, если у индивидуального предпринимателя отсутствуют наемные по
трудовому договору работники, то специальная оценка у него не проводится.
4. В случае, если индивидуальный предприниматель привлекает специалистов
(бухгалтеров, юристов и т.п.) на условиях аутсорсинга (по гражданско-правовому
договору), данные специалисты работают на дому (или дистанционно) и у них
отсутствуют постоянные рабочие места, то специальная оценка условий труда у таких
индивидуальных предпринимателей не проводится.
5. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные
производственные факторы по результатам специальной оценки условий труда не
выявлены, работодателем в Государственную инспекцию труда субъекта Российской
Федерации (по месту его нахождения) подается декларация. Срок действия поданной
декларации - 10 лет при условии отсутствия на декларируемом рабочем месте
несчастного случая на производстве, профессионального заболевания или нарушений,
выявленных Государственной инспекцией труда субъекта Российской Федерации.
Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда в сети
"Интернет" https://www.rostrud.ru/ .
6. Для вновь образованных в 2018 году работодателем рабочих мест срок
проведения специальной оценки условий труда составляет 12 месяцев. Таким образом,
если рабочее место образовано, к примеру, в декабре 2018 года, то срок завершения
специальной оценки условий труда - декабрь 2019 года.
7. В целях контроля за соблюдением работодателем Федерального закона "О
специальной оценке условий труда" Минтрудом России совместно с Федеральной
службой по труду и занятости в 2019 году планируется реализация механизма
предупреждения нарушений обязательных требований законодательства о специальной
оценке условий труда.
Суть данного механизма контроля заключается в направлении работодателю
предостережения о недопустимости нарушения работодателем требований охраны
труда. В предостережении устанавливается срок устранения возможного нарушения.
И только в случае неисполнения работодателем данного предостережения
включается механизм административного рассмотрения правонарушения, с
последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи
5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предлагаемый подход позволит добросовестному и ответственному
работодателю устранить нарушение без наложения на него предусмотренных Кодексом
штрафов.
____________________________________________________________________________________
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 августа 2017 г. N 15-1/ООГ-
2410
Департамент условий и охраны рассмотрел по компетенции обращение по
вопросу проведения специальной оценки условий на временных рабочих местах и
сообщает следующее.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации
проведение специальной оценки условий труда является обязанностью работодателя.
Согласно статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О
специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ)
специальная оценка условий труда не проводится только в отношении условий труда
надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые
отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися
индивидуальными предпринимателями.
На рабочих местах работников, отличных от указанных, специальная оценка
условий труда проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями
Федерального закона N 426-ФЗ и Методики проведения специальной оценки условий
труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н.
В этой связи полагаем, что специальная оценка условий труда на временных или
сезонных рабочих местах может быть проведена в период осуществления на них
производственной деятельности.
Заместитель директора Департамента условий
и охраны труда Т.М. Жигастова
____________________________________________________________________________________
Изменения в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»
Федеральным законом от 30 декабря 2020 года No 503-ФЗ внесены изменения в
статьи 8 и 11 Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
Решено установить бессрочное действие декларации соответствия условий труда
государственным нормативным требованиям. Это позволит работодателям по
истечении срока действия декларации в случаях, когда условия труда рабочих
местах не изменились, не проводить специальную оценку.
Раньше декларация выдавалась на 5 лет. При отсутствии оснований для ее
прекращения она считалась продленной на следующие 5 лет без повторной
специальной оценки. Затем специальная оценка требовалась.
Федеральный закон вступает в силу со дня опубликования.
____________________________________________________________________________________
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда. Развивающееся законодательство о специальной оценке условий труда (далее — СОУТ) предусматривает единые процедуры, позволяющие объективно выявить и оценить вредные и (или) опасные условия на конкретных рабочих местах, разработать меры по улучшению условий труда, предоставить гарантии и компенсации работникам, занятым по результатам СОУТ во вредных условиях труда. Исходя из Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ), можно выделить следующие этапы проведения СОУТ:
- создание комиссии работодателя и подготовка к проведению СОУТ;
- идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
- декларирование условий труда;
- проведение измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса;
- распределение условий труда на рабочих местах по классам (оптимальные — 1-й класс, допустимые — 2-й класс, вредные — 3-й класс, опасные — 4-й класс);
- использование для СОУТ результатов производственного контроля (например, протоколов испытательных лабораторий Роспотребнадзора);
- оформление результатов СОУТ в виде отчета;
- применение результатов СОУТ (информирование работников, предоставление компенсаций, планирование мероприятий по улучшению условий труда, размещение на сайте организации и др.).
Согласно статье 3 Закона № 426-ФЗ СОУТ является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных гигиенических нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
СОУТ проводится совместно работодателем, финансирующим работы по СОУТ, и организацией или организациями, допущенными к оказанию услуг в установленном порядке и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
До начала проведения СОУТ в рамках требований статьи 9 Закона № 426-ФЗ для организации и проведения СОУТ работодателем образуется комиссия по проведению СОУТ, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения СОУТ. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель. В ее состав включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя. Комиссия до начала выполнения работ по проведению СОУТ утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест. В перечне рабочих мест для каждого места (по профессии, должности или специальности работников, занятых на данном рабочем месте, в соответствии со штатным расписанием) приводятся потенциально вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса и продолжительность их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены).
На основе составленного комиссией перечня рабочих мест после заключения договора организация, проводящая СОУТ, приступает к идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет.
После завершения СОУТ (по результатам СОУТ после утверждения отчета):
об отказе работников с ознакомлением с Картами СОУТ (ч. 2 ст. 5 Закона № 426-ФЗ);
о предоставлении гарантий и компенсаций по повышенной оплате труда работников (пп. 2, 6 ст. 7 Закона № 426-ФЗ, строка 040 Карты СОУТ Приложения 3 Методики № 33н);
о предоставлении гарантий и компенсаций по ежегодному дополнительному оплачиваемому отпуску (пп. 2, 6 ст. 7 Закона № 426-ФЗ, строка 040 Карты СОУТ Приложения 3 Методики № 33н);
о предоставлении гарантий и компенсаций по сокращенной продолжительности рабочего времени (пп. 2, 6 ст. 7 Закона № 426-ФЗ, строка 040 Карты СОУТ Приложения 3 Методики № 33н);
о предоставлении гарантий и компенсаций по молоку или другим равноценным пищевым продуктам (пп. 2, 6 ст. 7 Закона № 426-ФЗ, строка 040 Карты СОУТ Приложения 3 Методики № 33н);
о предоставлении гарантий и компенсаций по лечебно-профилактическому питанию (пп. 2, 6 ст. 7 Закона № 426-ФЗ, строка 040 Карты СОУТ Приложения 3 Методики № 33н);
о предоставлении гарантий и компенсаций по праву на досрочное назначение страховой пенсии (пп. 2, 6 ст. 7 Закона № 426-ФЗ;
ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановление Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665; строка 040 Карты СОУТ Приложения 3 Методики № 33н);
о предоставлении гарантий и компенсаций по проведению медицинских осмотров (ст. 213 Трудового кодекса РФ; п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ; пп. 2, 6 ст. 7 Закона № 426-ФЗ; строка 040 Карты СОУТ Приложения 3 Методики № 33н);
о дополнительном соглашении к трудовому договору (ст. 57 Трудового кодекса РФ; пп. 2 ст. 7 Закона № 426-ФЗ).
В заключение отмечу, что с 2015 года в РФ усилилась административная ответственность работодателя по выполнению требований СОУТ.
Для качественного проведения СОУТ и повышения квалификации предлагается комиссиям работодателя проходить обучение. По вопросу обучения обращаться в администрацию Аларского района кабинет № 23.
Охрана труда
Изменения в закон о специальной оценке условий труда вступили в силу с 1 января 2020 года. Чтобы автоматически отслеживать нарушения, Минтруд прописал новые требования к размещению результатов спецоценки в информационной системе учета. Также установили конкретные сроки для отдельных процедур, за нарушение которых смогут оштрафовать работодателей.
Результаты спецоценки нельзя применять сразу после того, как утвердили отчет
Если результаты спецоценки содержат сведения о государственной или иной охраняемой законом тайне, их не передают во ФГИС.
Раньше результаты спецоценки можно было применять со дня, как работодатель утвердил отчет о СОУТ (ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»). Теперь они начнут действовать с момента, как организация, проводившая СОУТ, внесет сведения в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ). Результаты спецоценки действуют пять лет. Срок действия теперь отсчитывают с момента передачи сведений во ФГИС.
Если организация, проводившая СОУТ, не внесет данные в систему, вы не сможете применять ее результаты. Без действующих результатов работодатель не сможет установить работникам положенные по Трудовому кодексу льготы и компенсации, поэтому рискует получить штраф. Кроме того, нельзя будет вернуть из ФСС средства на мероприятия, необходимость которых подтверждают результаты СОУТ. А Пенсионный фонд не сможет рассчитать скидки к страховому тарифу, значит, организация будет платить по максимальной ставке. Также результаты спецоценки нужны, чтобы разработать мероприятия по охране труда, обеспечить работников средствами индивидуальной защиты, направить на медицинские осмотры, провести оценку профрисков и пр.
Обоснование. Статья 7 и часть 4 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ).
Отчет нужно утвердить за 30 календарных дней
До января закон не регламентировал период, за который работодатель должен утвердить отчет. Теперь у членов комиссии и ее председателя только 30 календарных дней, чтобы подписать отчет о проведении СОУТ. Когда экспертная организация передаст вам результаты спецоценки, вы распишитесь в документах и укажите в них дату получения. С этой даты будут исчислять срок на утверждение документа. Не будете соблюдать сроки, рискуете заплатить штраф 80 тыс. руб. за нарушение порядка проведения спецоценки (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП).
После того как утвердите отчет, у вас есть три рабочих дня, чтобы уведомить об этом экспертную организацию (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Не медлите, у оценщика всего 10 рабочих дней с момента утверждения отчета, чтобы внести сведения во ФГИС.
При идентификации вредных и опасных факторов оценщики должны учитывать результаты производственного контроля и проверок Роспотребнадзора (ст. 10 Закона № 426-ФЗ)
Обоснование. Часть 2 статьи 15 Закона № 426-ФЗ.
Оценщик должен сообщить идентификационный номер отчета
До начала проведения спецоценки экспертная организация должна сообщить работодателю идентификационный номер. Без него отчет о СОУТ будет недействительным. Этот номер ФГИС присваивает автоматически после того, как экспертная организация внесет в систему сведения о работодателе: полное наименование, ИНН и код причины постановки на учет в налоговом органе. Срок на внесение данных — не более пяти рабочих дней с момента, как заключили договор на проведение спецоценки.
Обоснование. Часть 6 статьи 8 и часть 1.1 статьи 15 Закона № 426-Ф
Вас должны уведомить о том, что результаты внесли во ФГИС
После того как экспертная организация передаст результаты спецоценки во ФГИС, она должна в письменном виде сообщить об этом заказчику. Сделать это нужно в течение трех рабочих дней в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо на бумажном носителе в виде почтового отправления с уведомлением о вручении.
Работодатель вправе требовать от оценщика подтверждение о том, что сведения о результатах спецоценки размещены во ФГИС. Если ему не ответят, обратиться с жалобой в ГИТ или Роструд. Кроме того, работодатель по-прежнему вправе самостоятельно передать результаты спецоценки в территориальную ГИТ, которая и загрузит данные во ФГИС (ч. 4 ст. 18 Закона № 426-ФЗ). А дальше инспекция труда самостоятельно будет разбираться в отношении недобросовестного оценщика. Главное — результаты спецоценки будут действовать, и вы сможете использовать их в работе.
Обоснование. Часть 3 статьи 18 и часть 1 статьи 4 Закона № 426-ФЗ.
ОХРАНА ТРУДА
|
|