О роли прокуратуры в реализации положений Конституции

О роли прокуратуры в реализации положений Конституции

12 декабря текущего года исполняется 20 лет главному законодательному акту нашего государства – Конституции Российской Федерации. Напомним, что именно Конституция РФ является основополагающим правовым актом в системе российского законодательства, тем основанием, которое определяет векторы его развития. Конституция РФ является законодательным актом, обладающим высшей юридической силой на территории нашей страны, и никакой другой национальный правовой акт не может ей противоречить.

Конституцией РФ закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, основы статуса Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ, судебной власти, местного самоуправления.

Как предусмотрено статьей 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Главой 2 Конституции РФ установлены основные права и свободы человека и гражданина, в том числе право каждого на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, на свободное передвижение, право на вознаграждение за труд и ежегодный отпуск, право на образование и другие права и свободы.

Согласно статье 15 Конституции РФ она имеет прямое действие, что означает возможность ее непосредственного применения правоприменительными органами без какой-либо дополнительной регламентации.

К сожалению, в действительности положения Конституции РФ соблюдаются и исполняются не всегда и не всеми, имеют место нарушения прав и свобод граждан.

С целью недопущения таких нарушений, их пресечения и устранения последствий, наказания виновных лиц и, в конечном итоге, обеспечения надлежащей реализации положений Конституции РФ, в нашем государстве созданы органы прокуратуры.

Статус органов прокуратуры определен Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно п.1 ст.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Органы прокуратуры обладают комплексом мер реагирования, направленных на устранение нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, недопущение аналогичных нарушений впредь. К таким мерам относятся представление (требование об устранении нарушений закона), протест на противоречащий закону правовой акт, постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предостережение о недопустимости нарушения закона, обращение с иском (заявлением) в суд, постановление о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

В целях реализации положений Конституции РФ о правах и свободах граждан, прокуратурой Аларского района в 2013 году предъявлялись исковые заявления о взыскании задолженности по заработной плате работникам, об обязании оборудовать котельную п. Кутулик резервным источником энергии, о признании права собственности граждан на земельные участки, о понуждении предоставить технические средства реабилитации инвалидам, о понуждении предоставить средства индивидуальной защиты работникам, об обязании пройти курс лечения от туберкулеза и другие. В связи с повторным нарушением требований законодательства об оплате труда к административной ответственности в виде дисквалификации по ч.2 ст.5.27 КоАП РФ привлечен руководитель одного из предприятий Аларского района.

Одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры является противодействие коррупции. Указанное направление реализуется путем проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов – на уровне прокуратуры Аларского района антикоррупционная экспертиза проводится в отношении муниципальных правовых актов и их проектов. В случае если проект муниципального правового акта содержит коррупциогенные факторы (то есть положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции), информация об этом направляется прокурором в орган или должностному лицу, приславшему проект, с целью их исключения до утверждения проекта. Если же коррупциогенный фактор выявлен в уже принятом правовом акте, прокурором приносится протест на такой акт, или направляется требование об исключении из него коррупциогенного фактора.

Антикоррупционная деятельность прокуратуры Аларского района заключается также в осуществлении надзора за соблюдением законов при расходовании средств местных бюджетов, использовании муниципального имущества, соблюдения обязанностей, ограничений и запретов муниципальными служащими, при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Обращаем внимание читателей, что в соответствии с п.2 ст.21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. В этой связи обращения граждан, которые относятся к компетенции органов государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, переадресовываются в их адрес, при этом разрешение такого обращения находится на контроле у прокуратуры Аларского района. В то же время обращения о нарушениях, имеющих общественный резонанс, коллективные обращения, содержащие сведения о существенных нарушениях закона или нарушениях с коррупционной составляющей, разрешаются непосредственно прокуратурой Аларского района.